«Засвіт встали козаченьки», «Віють вітри, віють буйні», «Ой не ходи, Грицю»… Эти песни знакомы, наверное, каждому украинцу. Некоторые считают их народными, однако на самом деле авторство этих произведений приписывают известной полтавской красавице, поэтессе и певице, которую приравняли к великой Сапфо — Марусе Чурай. Существовала ли на самом деле Маруся, или может она просто девушка из легенды? Далее на poltavchanka.
Маруся Чурай: правда или легенда?

Историки и литературоведы много лет пытаются установить, существовала ли на самом деле Маруся Чурай, или это вымышленная героиня из легенд и преданий. С одной стороны, на сегодня не существует документов, подтверждающих реальное существование девушки — это связывают с тем, что в 1658 году в Полтаве был страшный пожар, в результате которого сгорел весь город и городские архивы. Вероятно, там хранились записи о жителях Полтавы и Марусе Чурай. С другой стороны, был найден рукописный альбом, принадлежавший какому-то мужчине по фамилии Селегань. Альбом датирован 1853 годом. В нем записано много песен, среди которых «Засвіт встали козаченьки», «Віють вітри, віють буйні», «Зелененький барвіночку» и многие другие. Интересно, что в альбоме есть коротенькая приписка: «Песни, созданные Марусей, дочерью полтавского урядника Гордея Чурая». Поиском фактов о реальном существовании Маруси Чурай занимался Григорий Квитка-Основьяненко. Якобы в доме его деда висел портрет настоящей Маруси Чурай, нарисованный с натуры. Писателем и фольклористом Александром Шкляревским был описан этот портрет. На нем изображена молодая женщина с большими карими глазами и длинными и густыми черноволосыми волосами, заплетенными в тугую косу. На основании данных Шкляревского в дальнейшем многие художники рисовали Чураевну. Большое количество историй, легенд и рассказов о легендарной полтавчанке и переписи ее произведений склоняют многих исследователей к мысли о том, что Маруся Чурай — реальная историческая фигура, а не мифическая певица. И хотя известно о девушке мало, частично жизнеописание было воссоздано на основе ее песен, легенд и исторических фактов того времени. Считается, что полтавская поэтесса родилась в промежутке между 1625 — 1629 годами в Полтаве. Она была дочерью полкового есаула, который принимал активное участие в казацко-крестьянском восстании против поляков в 1637 году, за что его считали едва ли не народным героем. За бунтарские настроения Гордея наказали казнью в Варшаве, поэтому девочка рано осталась без отца. Но известной Маруся стала не благодаря своему отцу, а из-за своего таланта и трагической истории любви, которая обросла легендами и передавалась из поколения в поколение в семьях украинцев…
«Ой не ходи, Грицю, да и на вечерницы…»
По преданию, молодая красавица Маруся Чурай сводила с ума знаменитых воинов и казаков. Девушка имела приятный голос и талант к рифмовке — поговаривали, что она на ходу могла придумать песню, которую сразу же подхватывали окружающие. Так песни Чураевны стали известными не только в Полтаве, но и распространились среди всего украинского народа. Несмотря на большое количество поклонников, свое сердце украинская Сапфо отдала полтавскому казаку Григорию Бобренко. Чувства девушки были взаимными, пара даже обручилась, поклявшись друг другу в любви. В то время, Маруся очень нравилась еще одному юноше — Ивану Искре, сыну известного гетмана Якова Остряницы. Но Маруся и слышать ничего не хотела об Иване.
В 1648 году началась Национально-освободительная война, куда пошел и Грицько Бобренко. Долгих четыре года ждала Маруся своего любимого. Вероятно, что именно тогда родились лучшие ее песни, такие как «Засвіт встали козаченьки» — где рассказывается о тоске Маруси по любимому казаку, «Віють вітри, віють буйні» — где девушка описывает, что «тяжело жить без милого и в своей сторонке». Интересно, что во многих песнях встречаются имена влюбленных — Маруси и Гриши.
Григорий Бобренко вернулся с войны живым и невредимым, но на удивление Маруси абсолютно равнодушным к ней. Гриша быстренько нашел себе богатую невесту Галину и женился на ней. Горе Маруси не было предела — девушка готова была совершить самоубийство, утонув в реке. От смерти поэтессу спас Иван Искра, который так и не смог ее разлюбить.
Однажды на вечерницах, куда пришла Маруся, она увидела свою бывшую любовь вместе с женой. Боль измены и жажда мести ослепили ей глаза — Маруся решила отравить Гришу. Существуют разные версии того, где полтавчанка взяла это зелье: сварила сама, или взяла у местной ведьмы. Но конец этой истории везде одинаковый — заманив парня домой, она подлила то зелье и юноша погиб.
Что случилось с Марусей?
По легенде, Марусю судили и приговорили к смертной казни. В тот момент, когда певице должны были отрубить голову, появился Иван Искра, который привез письменное помилование от самого Богдана Хмельницкого. Гетман испытывал уважение к Гордею Чураю и слышал песни юной певицы, поэтому оправдал Марусю «за заслуги ее отца перед государством и сладкие песни». Однако, известно, что талантливая полтавчанка не дожила до своего 30-летия — по одной из версий она умерла от чахотки, по другой — ушла в монастырь, чтобы искупить грех и там погибла.
Трагическая история любви Маруси Чурай навеки осталась в песне:
«Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці,
бо на вечорницях дівки-чарівниці!
Котра дівчина чорні брови має,
То тая дівчина усі чари знає…»
Маруся Чурай в украинской культуре

Образ Маруси Чурай нашел отражение в произведениях многих украинских поэтов, писателей, художников и музыкантов. Полтавская певица и поэтесса стала прообразом многих повестей, баллад и стихов Ольги Кобылянской, Бориса Олейника, Григория Квитки-Основьяненко, Степана Руданского и др. Самым выдающимся произведением украинской литературы, в котором подробно изображена фигура Чураевны стал роман в стихах Лины Костенко.
В 2006 году в Полтаве был сооружен памятник Марусе Чурай, который расположен рядом с Полтавским академическим областным музыкально-драматическим театром имени Николая Гоголя.
